Журнал «ТОГДА»

АВТОПРОМ — 1953

Академик Е. Чудаков, откликнувшись на письма Петра Иситаса из Австралии, Тэда Стэмпа из Мидлсекса (Англия), Ло Чжи-цзюня из Кантона (Китайская Народная Республика), рассказывает о состоянии советского автопрома на страницах журнала «Советский Союз» № 3 за 1953 год.
«Мы будем очень приветствовать появление в журнале статьи о различных типах легковых и грузовых автомашин, которые производятся в вашей стране», — пишет читатель журнала «Советский Союз» Петр Иситас из Австралии. Об автомобильной промышленности СССР просят рассказать также Тэд Стэмп из Мидлсекса (Англия), Ло Чжи-цзюнь из Кантона (Китайская Народная Республика) и другие.

Ниже публикуется статья видного советского ученого академика Е. Чудакова и несколько снимков показывающих производство автомобилей на советских заводах.
Автоматическая линия на заводе-автомате, производящем поршни для автомобильных двигателей.
Автомобильную промышленность СССР с полным правом можно назвать детищем советской власти. В царской России не было автомобилестроения, если не считать попытки организовать производство легковых машин на Русско-Балтийском заводе — попытки, которая окончилась неудачей: за 6 лет это предприятие выпустило... 450 автомобилей.

Таким образом, в Советском Союзе была создана новая для страны отрасль индустрии, предприятия которой уже в 1937 году выпустили более 200 000 автомобилей, обогнав по производству грузовиков Англию, Францию, Германию. В том же 1937 году автомобильный транспорт СССР по тоннажу перевезенного груза оказался впереди железнодорожного транспорта. Рост автомобильных перевозок груза продолжается в очень быстром темпе.
Гоночный автомобиль «Звезда».
Автомобили «ЗИМ» на одной из горных дорог Кавказа.
Автомобилизация Советской страны была осуществлена в чрезвычайно короткий срок. В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции общее состояние промышленности не давало возможности серьезно ставить вопрос об автомобильном производстве в масштабе, соответствующем потребностям народного хозяйства. Прежде всего отсутствовала необходимая металлургическая база. Тем не менее небольшое производство автомобилей все же было начато. Первые советские автомобили — полуторатонные грузовые марки «АМО-Ф-15» — были выпущены заводом «АМО» в 1924 году.

В 1929 году И. В. Сталин поставил задачу — организовать в Советском Союзе массовое производство автомобилей. Это было очень трудное дело. В течение нескольких лет в стране предстояло создать новую отрасль индустрии, подготовить кадры специалистов, отработать конструкции автомобилей и технологию их производства, наладить подсобную промышленность. Однако, как показала жизнь, это было самое правильное решение, ибо массовое производство автомобилей наиболее полно соответствовало социалистическому характеру быстро развивающегося народного хозяйства молодого Советского государства.
Лимузины и кабриолеты «Победа» на товарном дворе автозавода имени Молотова.
Участок высокочастотной закалки автомобильных деталей на заводе имени Сталина.
Началось строительство двух заводов-гигантов: в Москве (ЗИС) и в Горьком (ГАЗ). Автомобильные заводы и связанные с их работой предприятия (по изготовлению подшипников, электрооборудования, автомобильной аппаратуры, рессор, инструментов для шоферов и т. д.) создавались в рекордно короткие сроки. Так, Горьковский автозавод имени В.М. Молотова был построен за 18 месяцев.

На отлично оснащенных автомобильных предприятиях начался массовый выпуск советских автомобилей, соответствующих дорожным и климатическим условиям страны, простых и удобных в эксплуатации, надежных, прочных, экономичных.

Производство автомобилей на советских заводах основано на поточном методе. Автоматические и полуавтоматические станки быстро производят обработку деталей. Такие станки часто объединяют в группы, создавая автоматические линии. Эти линии устанавливаются на автомобильных заводах преимущественно для обработки сложных деталей, — например, блока двигателя. На одной из таких автоматических линий одновременно в работе 228 шпинделей с 536 режущими и измерительными инструментами. Вся установка действует без непосредственного участия человека и каждые 2 минуты выдает один блок.

Автоматическая проверка поршневых колец на Московском автозаводе имени Сталина.
Дальнейшим шагом вперед в направлении повышения производительности и облегчения труда человека явилось создание заводов-автоматов, на которых автоматизированы все производственные операции по изготовлению соответствующей детали, начиная от поковки или литья и кончая механической обработкой.

В годы второй мировой войны и в послевоенный период советская автомобильная промышленность продолжала и продолжает развиваться. Выросли автомобильные заводы на Урале, Кавказе, в Центральной России, в Белоруссии; построен ряд крупных автосборочных заводов в других пунктах страны.

В СССР, впервые в мировой практике автостроения, был осуществлен перевод завода на новую модель без остановки производства. В то время, как последний автомобиль старой модели оставлял главный конвейер, на его начальных станциях уже велась сборка машина новой марки.

Из числа советских легковых автомобилей широко известны малолитражные четырехместные лимузины «Москвич»; комфортабельные семиместные «ЗИС-110», обладающие скоростью 140 километров в час; пятиместные машины «Победа», развивающие скорость 110 километров в час; шестиместные «ЗИМ», снабженные щестицилиндровыми двигателями и обладающие скоростью 110—120 километров в час.

Из новых моделей грузовых атвомобилей следует отметить шестицилиндровый «ГАЗ-51» мощностью в 70 лошадиных сил и грузоподъемностью в 2,5 тонны; транспортную машину высокой проходимости «ГАЗ-63»; 4-тонный грузовой автомобиль «ЗИС-151» и др.
Ярославский автозавод выпускает сейчас большегрузные 10- и 12- тонные автомобили, снабженные дизельным двигателем, который примерно на 30—35 процентов экономичнее бензинового. Минский автозавод выпускает 5-тонные самосвалы, 7-тонные грузовики и тягачи для работы с полуприцепами.
Невиданные масштабы ведущихся в СССР строительных работ потребовал создания совершенно новых, грандиозных машин. Сконструированы автомобили-самосвалы разной грузоподъемности, до 25 тонн включительно (Минский завод). Диаметр колеса такой машины — 165 сантиметров. Это больше общей высоты легкового автомобиля «Москвич». Длина 25-тонного самосвала «МАЗ-525» — 8 метров 30 сантиметров, ширина — 3 метра 21 сантиметр. Кузов самосвала легко выдерживает удар большой массы земли, выбрасываемой из ковша экскаватора с высоты нескольких метров. «МАЗ-525» в один рейс отвозит столько грунта, сколько берут две двухосные железнодорожные платформы. При выгрузке земли кузов машины опрокидывается посредством мощного гидравлического подъемника. На разгрузку тратится всего 30 секунд. Обслуживается автомобиль одним шофером.
Участок автоматической линии в одном из моторных цехов автозавода.
В директивах XIX съезда Коммунистической партии Советского Союза по плану пятой пятилетки предусматривается увеличение автомобильного транспорта на 80—85 процентов. Это обеспечивается в основном созданием новых, более совершенных автомобилей и лучшим использованием их. Концентрированный характер социалистической промышленности страны, наличие большого числа плановых перевозок, возможность сочетать в работе по единому плану разные виды транспорта: железнодорожный, водный и автомобильный — все это создает условия для эффективного использования автомобилей высокого тоннажа.
Ведутся работы по увеличению экономичности бензинового двигателя. Исследования показывают, что если увеличить сжатие горючей смеси в цилиндре и вместе с тем ее обеднить, то это может дать экономию бензина (того же качества) на 25—30 процентов. Немалое значение имеет также создание более совершенных конструкций различных автомобильных двигателей, позволяющих рациональнее использовать в качестве горючего газ, древесные чурки, уголь и торф.
В СССР строится много электростанций, которые дополнительно дадут стране огромное количество электроэнергии. Это делает актуальным вопрос об электрическом автомобильном двигателе и аккумуляторе большой емкости. В городах (особенно больших) на смену автомобилям с двигателем внутреннего сгорания, загрязняющим воздух выхлопными газами, должен придти экономичный электромобиль.

В соответствии с директивами по пятому пятилетнему плану в автомобильной промышленности идет дальнейшее развитие и внедрение новых технологических процессов, автоматизация производства и механизация тяжелых и трудоемких работ.

Опыт, накопленный советскими строителями автомобилей, дает уверенность в том, что задачи, поставленные новой пятилеткой, будут успешно осуществлены.
Совместный проект журнала «Тогда» и Мастерской Ильи Старкова. Использование материалов только с разрешения редакции.
Если вам понравился материал и хотелось бы еще читать такие спецпроекты, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

Сбербанк карта — 4276 4500 1628 9833

Яндекс.деньги — 4100 1105 7228 625

PayPal — togdazine@yandex.ru

Или стать спонсором следующего спецпроекта.
Все вопросы на: togdazine@yandex.ru
Подпишитесь на нас: ВКонтакте, Фейсбук, Инстаграм.
Рекомендуем:
Смотрите также:
Made on
Tilda