Журнал «Тогда»

Как написать сценарий
и снять кино

В борьбе за качество сценария.
Советы дает журнал «Советское кино» № 1, 1926 год.

Пятьдесят три процента

За прошлый 1924 и 25 производственный год через Художественный Совет по делам кино при Главполитпросвете прошло свыше 300 сценариев. Все они проходили предварительно через Художественные Бюро кино-организаций. Все они (или большинство из них) пошли бы в производство, если бы... Художественный Совет утвердил их для постановки. Но из 300 сценариев с лишним совершенно не разрешены к постановке пятьдесят три процента.

Из остальных 47% многие допущены к постановке с неоднократными переделками, исправлениями и т. д.

В производственных планах кино-организации были намечены и утверждены 10 основных отделов содержания годовой продукции:

1. фильмы из истории борьбы рабочего класса,
2. из эпохи гражданской войны,
3. социально-бытовые,
4. исторические,
5. комедии, социальная сатира, политические шаржи,
6. фильмы из быта деревни,
7. приключенческие,
8. научные и производственные,
9. из жизни и быта национальностей СССР,
10. разные: детские, хроника, заказные и т. п.

Из общего числа представленных сценариев наибольший процент падает на отделы истории борьбы рабочего класса, гражданской войны и социально-бытовые. На этих сценариях прежде всего и остановимся.

О целомудрии сценаристов и защите интересов
советской власти и партии

Об этом приходится с самого начала сказать «пару слов», ибо «от нее все качества». Каждый сценарист знает, что от него, ежели он пишет, требуются художественно и идеологически выдержанные картины. В примитивном понимании большинства сценаристов, дело представляется так: есть, мол, художественные картины, «боевики», которые не ахти как нравятся рабочим и крестьянам, и есть «идеологически выдержанные», в просторечии - «агитки».

В первых можно и мещанства кусочек дать, и сентиментальности подпустить, и бульварную интрижку затеять... А в агитке этого нельзя. — Тут нужно, чтобы все было «по закону», «идеологически выдержанно».

Поэтому: действие должно начинаться от сотворения мира и обязательно продолжиться и кончиться Октябрьской революцией (в худшем случае — Февральской). Причем в таком фильме обязательно должно быть:

1 — побольше лозунгов,
2 — поменьше действий и
3 — непременно шесть частей (как минимум), а кончить нужно «здравицей» советской власти и ВКП (б).

Несколько таких бездарных сценариев с лошадиной дозой «голой агитации», никчемного и вредного «ура-патриотизма» попадали по разным причинам в производство и на экраны театров. К сожалению, такие сценарии и сценаристы не вывелись до сих пор. Но им объявлена беспощадная война.

«Обработка материала»

Почти каждый сценарист (кроме сравнительно небольшого исключения) выбирает «нужную» тему. Материал для развития темы берется самый доброкачественный — комсомольцы, пионеры, рабочие, крестьяне, большевики, буржуи и т. д. Но разработка сюжета получается часто абсолютно никуда негодной, ходульной; наша революция и строительство производят в таких сценариях совершенно ложное впечатление. В результате «обработки» самого доброкачественного материала получается недоброкачественный, а зачастую прямо вредный сценарий.

Основными недостатками большинства сценариев являются — полнейшее отсутствие социального фона, органическое непонимание элементарных общественных отношений, политическая безграмотность.

Поскольку почти все сценарии штампованы, а методы «обработки» одинаковы, для образчика остановимся на нескольких типичных примерах.

Худосочные герои и буржуазные сифилитики

Берется сюжет из истории борьбы рабочего класса. Нужно показать капиталистическую эксплуатацию рабочих и крестьян, развертывание классовой революционной борьбы. С самого начала сюжет комкается. Все главные действующие лица обязательно втягиваются в «романтическую» интригу. Не дается ни ярких образов эксплуатации, ни нарастания массового возмущения рабочих, которое после должно перейти в организованное русло боевой классовой борьбы. Для усиления впечатления вплетаются шаблонные сцены изнасилования хозяином девушки-работницы, или «ломание» — мужиками перед помещиком шапок.

Для пущей «идеологичности» сценария вводятся иногда в действие несколько большевиков, вся боевая и организующая роль которых сводится к однажды случившемуся распространению прокламаций. Причем большевики (даже в боевой обстановке!) тоже заводят всякие «шуры-муры» с какими-нибудь хозяйскими дочками, а некоторые состоят при них чуть ли не на должности «альфонсов». Вообще большевики выводятся — или худосочными, жиденькими руководителями масс, а на лучший случай революционными одиночками, или до конца святыми, честными героями, которых ничто не берет.

А кругом них все остальные — идиоты, кретины, сифилитики. Спрашивается — с кем же боролись?..

Изображение быта рабочих совсем не удается, хотя капиталистам-хозяевам уделяется всегда достаточно места и внимания.

Со стороны романтической интриги - «сильной драмы», в сценариях полная неразбериха. Роль сюжетно-интригующих моментов призваны играть просто «интрижки».

«Ах, я вас давно ждала»,
или «счастливая жизнь»

Эпоха гражданской войны нашла свое отражение в изображении борьбы с белогвардейщиной. Причем даны главным образом боевые моменты (фронт) гражданской войны. Здесь сценаристы примитивно делят «материал» на две части: красные — герои, «чудо-богатыри» и порядочные люди, белые — пьяницы, трусы, идиоты и «буржуазные выродки».

Вот образчик такого сценария:
Некий рабочий спокойно работает на заводе и любит некую девушки-работницу. Банды белых собираются в Крыму, чтобы оттуда двинутся на Советскую Россию. Наш рабочий в Красной Армии. Командуя отрядом, переходит по льду Сиваш, и … белые бегут.

Генерал, командовавший белыми, с перепугу не может даже бежать. Его идет арестовывать наш красный командир. Навстречу выходит жена генерала и говорит (дословно):
Рабочий ей сразу, видите-ли, «понравился»: не такой страшный, как говорили о большевиках. Но ее отталкивают и арестовывают генерала (мужа). Дальше автор сценария показывает...

«Падение»

рабочего, красного командира, «засасывание в мелко-бурзуажную тину». — Вот как это выходит: генеральша, после того, как арестовали ее мужа, ищет все-таки нашего героя, находит его на пляже, хитростями зазывает себе к себе домой и обнаженная пляшет перед ним. Ну, рабочий, конечно, женится на ней, забывает свою невесту и отрывается от массы. Дальше:

«Возмездие»

Его исключают из партии. Наконец, развратная жизнь жены не нравится ему, и его тянет к «родным берегам». Он раскаивается. Начинается:

«Возрождение»

Героя. Для искупления своих грехов «герой» едет не дальше, не ближе, как на Туркестанский фронт. Убивает там несколько басмачей. Его самого ранят. Он в больнице. Приходит в чувство.

И... о радость!

Не сон ли это?

Перед ним — его невеста! Ухаживает за ним. Он герой. У него на груди ДВА ордена Красного Знамени (один за убитых басмачей, а другой — неизвестно за что). Она ему все простила. После выздоровления едут домой, в Питер. Он дома.

«Еще раз раскаивается»

потом женится. Идет с молодой женой гулять на берег Невы, а ветер весело развевает их платья. В заключение крепкие поцелуи и …

«Счастливая жизнь»

«Очень чистые женщины», или «возрождение падших»

Последний типовой пример из числа сценариев на социально-бытовые темы. — Нужно изобразить раскрепощение женщины. Для этого некий автор сценария берет «знатного сановника», «кутилу», женатого на «очень чистой (?!) женщине» из-за богатств последней.
«Знатный сановник» транжирит богатства своей жены и решает, наконец, совсем избавится от нее. Для этого он сажает жену в сумасшедший дом, потом «позорит», и она кончает самоубийством. Брата жены, человека тоже с «чистым сердцем и мыслями» (должно быть эс-эра), предают полиции...

Если на этом кончить, то получится американский сюжет, особенно, если подбавить трюков. И вот на помощь автору приходит Февральская революция! Дочь покончившей самоубийством жены знатного сановника выходит замуж за своего бывшего репетитора. Ну, и, конечно, не венчается в церкви, а просто регистрируется... в Загсе (Это после Февральской - то революции).
Как видно, вопрос поставлен и разрешен блестяще. — Февральская революция помогла! А вот оттого, что автор 8 лет жил в СССР после Октябрьской революции толку для него мало получилось.

На этих примерах пришлось остановится подробно, так как большинство сценариев пишется именно на затронутые темы. Подобные образчики сценарного оскудения можно было бы значительно умножить. Но остальные сюжеты являются перепевами одних и тех же мотивов.
  • то какой-нибудь лицеист соблазняет девушку, та доходит до «ПАДЕНИЯ», но «СИЛЬНАЯ РУКА» рабочего, с которым встречается «падшая», приводит ее к «ВОЗРОЖДЕНИЮ»;

  • то дети какого-нибудь генерал-губернатора, сбежавшего к белым, выводятся злобствующими, ненавидящими большевиков, шпионами, но среди них кто-нибудь обязательно оказывается большевиком, и его свои же братья и сестры предают белым;

  • или какой-нибудь «светлейший видный сановник, жесткий и черствый фанатик идеи монархизма», узнав, что его дочь — революционерка, участвует в заговоре против царя и приказывает ей покончить самоубийством; та, конечно, «поставленная в безвыходное положение, накладывает на себя руки». Но на смену ей приходит дочь попа, которая поступила на высшие женские курсы, стала почему-то недовольна правительством и участвует в заговоре на убийство «ненавистного министра». Ее арестовывают, сажают в тюрьму, где отец-священник душит ее в порыве религиозного фанатизма.
И таким мотивам не счесть числа. Все представляется чрезмерно элементарно, азбучно … и глупо.

Из приведенных примеров видно, что у большинства сценаристов нет органического подхода к вопросу, нет представления о классовой борьбе даже в пределах курса политграмоты, не говоря уже о большем. Революция, рабочие и крестьяне искусственно, вульгарно вплетаются в сюжет. Зато можно найти в темах и сюжетах сценариев сколько угодно белиберды бульварных романов: мещанства, сентиментальности и всяческих психологических неправдоподобных переживаний героев.

Трюки

Использование трюков обычно весьма неудачно. Автор сценария, чтобы хоть как-то оживить свою надуманную, неправдоподобную и бездарную стряпню, вдруг вставляет какой-нибудь трюк, не вытекающий логически из хода действия. Иногда же весь сценарий строится исключительно на шаблонных, избитых «трюках с Вовой».

Кроме недоумения и отвращения, такие трюки ничего не дают. Вот образчик.
Физкультура. Физкультурники на заводе. Физкультурники катаются на лыжах. В лесу встречаются с матерым медведем. Схватка одного физкультурника с медведем. Благодаря ловким приемам и какому-то особенному способу (кажется, французской борьбе) физкультурник кладет медведя на обе лопатки. Потом и физкультурник и медведь опять вскакивают. Опять схватка. Но... «Физкультурник наплевал медведю в морду и поехал на лыжах догонять товарищей», а перед этим физкультурники безоружные («голыми руками»), благодаря ловким приемам, расквасили рожи нескольким мужикам.
Коротко. Ясно. Остроумно. И занимательно.

«Не надо меня так целовать: я не знаю, что такое любовь»

Не имея достаточного мастерства, чтобы сделать сценарий динамичным, действенным, авторы сценариев пытаются наполнить или заменить действие НАДПИСЯМИ, очень обильными, длинными и бездарными.

Вот, например, охотники жарят дичь, достают вино (а может, водку) и пьют. С ними находится некая женщина, «коммунистка, между прочим», которая потом будет свирепо бороться с самогоном, а сейчас она пока говорит охотникам:
Сценарий скромно умалчивает о том, ЧТО ей отвечали товарищи...
А дальше вот как «она» орудует с мужиками:
Рассматривает самогонный аппарат:
Рабочие, судя по надписям, вот какие: — Л. хватает ее руки красные, обветренные, целует:
Потом целует покрепче в глаза, в губы. А «она» ему:
Стоит ли делать какие-либо выводы из всего сказанного? Стоит ли объяснять «резню» поступающих в Художественный Совет сценариев, причем резню очень снисходительную? Снисходительной она была по вполне объективным причинам, — чтобы крутым поворотом не остановить работы фабрик.

К концу 1925 года сценарный голод несколько изжит, но не совсем. Некоторые производственные организации создали около себя сценарные объединения их опытных сценаристов, привлекли к работе ряд отдельных писателей, усилили свои литературные отделы и художественные бюро.

В 1926 году эту работу надо расширить и углубить. Кино сейчас привлекло уже внимание отдельных лучших работников театра, художественной литературы, советской общественности и т. д.

Нужно идти на фабрики, знакомится с производством, с производственными планами их, с заданиями. Нужно помочь улучшению советской кино-фильмы.
В качестве иллюстраций к проекту использованы кадры из фильма «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков». Режиссер Лев Кулешов, 1924 год.
Совместный проект журнала «Тогда» и Мастерской Ильи Старкова. Использование материалов только с разрешения редакции.
Если вам понравился материал и хотелось бы еще читать такие спецпроекты, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

Сбербанк карта — 4276 4500 1628 9833

Яндекс.деньги — 4100 1105 7228 625

PayPal — togdazine@yandex.ru

Или стать спонсором следующего спецпроекта.
Все вопросы на: togdazine@yandex.ru
Подпишитесь на нас: ВКонтакте, Фейсбук, Инстаграм.
Рекомендуем:
Смотрите также:
Made on
Tilda