Тогда

СОВЕТСКИЙ ДЕТЕКТИВ.
ГДЕ ПРОПАЛ САМОЛЕТ Н-209?

В августе 37-го года жители города Фэрбенкс, включая мэра, готовились к встрече советского экипажа. В ту пору молодой и еще малочисленный город в центре Аляски был отнюдь не первым, который собирался приветствовать летчиков из страны Советов. В том же году Сан-Хасинто, штат Калифорния, и Ванкувер, штат Вашингтон, — торжественно принимали экипаж Громова и Чкалова. На Аляске должен был приземлиться экипаж Сигизмунда Леваневского — летчика, известного американцам за спасение испытателя самолетов Джимми Маттерна: в 34-ом Леваневский переправил американца домой в Ном на Аляску из Чукотки, где тот чуть было не погиб.
Фото советских и американских летчиков: Джимми Маттерн - в верхнем ряду справа, Сигизмунд Леваневский - в нижнем ряду в центре, г. Ном, штат Аляска.
Фэрбенкс ждал героя. Однако торжественная встреча так и не состоялась, а поиски исчезнувшего экипажа, в которых в течение года участвовали как асы, так и авантюристы по обе стороны Полюса, стали примером международного сотрудничества.
Экипаж самолета Н-209 перед полетом в США через Северный полюс (слева направо): Николай Галковский – радист, Николай Кастанаев – второй пилот, Сигизмунд Леваневский – командир, Григорий Побежимов – бортмеханик, Николай Годовиков – бортмеханик, Виктор Левченко – штурман
В середине августа 37-го года огромный четырехмоторный самолет с бортовым номером Н-209 покинул Щелковский аэродром.
С. Леваневский, советский летчик, автор идеи о трансполярных перелетах:
— Путь этот сближает народы, рассеивает легенды о недоступности Арктики, открывает новую эпоху в истории международных связей.
За полетом следил почти весь мир, ведь огромный советский самолет прокладывал новый коммерческий путь из СССР в Соединенные Штаты Америки. Пока жители города Фэрбенкса готовились к торжественной встрече советского экипажа, граждане СССР тем временем прильнули к радиоприемникам, следя за новостями, передаваемыми с борта самолета.
Радиограммы с борта самолета.
Опубликованы в газете «Правда» № 222 за 13 августа 1937 год
12 августа,
18 час. 25 мин.
12 августа,
18 час. 25 мин.
Слушайте меня на волне 55 метров. Как вы меня слышите. Галковский.
18 час. 45 мин.
18 час. 45 мин.
Вас слышу на волне 32,8 метра. Слышу хорошо. Прошли траверз Загорска. Все в порядке. Левченко, Галковский.
18 час. 49 мин.
18 час. 49 мин.
Начнем работать по расписанию. Все в порядке. Галковский.
19 час. 49 мин.
19 час. 49 мин.
Пересекли Волгу-матушку. Путевая скорость 205 клм. в час. Высота полета 820 метров. Слышу хорошо Москву на волне 32,8 метра. Все в порядке. Самочувствие экипажа хорошее. Левченко, Галковский.
20 час. 55 мин.
20 час. 55 мин.
В 20 ч. 37 м. прошли траверз озера Вхоже. Архангельск, передавайте на волне 512 метров. Москву слышу хорошо. Левченко, Галковский.
21 час 27 мин.
21 час 27 мин.
Вас слышу хорошо. Галковский.
21 час 29 мин.
21 час 29 мин.
Диксон принял. Слышу хорошо. Галковский.
21 час 55 мин.
21 час 55 мин.
Ждите. Все впорядке. Галковский.
22 часа 03 мин.
22 часа 03 мин.
В 21 ч. 50 м. — широта 63 долгота 40'2
23 часа 53 мин.
23 часа 53 мин.
В 23 часа 39 мин. прошли остров Моржовец. Высота полета 2.600 метров. Три часа идем ночью. Леваневский и Кастанаев ведут самолет по приборам. В самолете горят все каминные огни. Все в порядке. Галковский, Левченко.
13 августа,
0 часов 35 мин.
13 августа,
0 часов 35 мин.
Все в порядке. Материальная часть работает хорошо. Самочувствие хорошее. Перехожу на волну 26,54 метра. Галковский.
0 ч. 55 м.
0 ч. 55 м.
Слушайте меня на волне 26,54 метра. Как меня слышите? В 0 часов 39 мин. вышли Баренцево море. Широта 68'31 долгота 44'10. Позади осталась ночь. Ожидаем солнце. Высота полета — 2.500. Все в порядке. Самочувствие хорошее. Галковский, Левченко.
1 час. 53 мин.
1 час. 53 мин.
Все в порядке. Ждите.
2 часа 20 мин.
2 часа 20 мин.
Широта 70'20 долгота 45'15. Высота полета — 2500 метров. Взошло солнце, внизу сплошная облачность.
2 часа 54 мин.
2 часа 54 мин.
В 2 часа 25 минут находился широте 72'15 долготе 45'47. Высота полета — 2300 метров. Идем над сплошными облаками. Все в порядке. Самочувствие экипажа хорошее. Левченко, Галковский.
3 часа 16 мин.
3 часа 16 мин.
Метео принял, ждите сорок минут. Все в порядке.
3 часа 42 мин.
3 часа 42 мин.
Все в порядке. Ждите.
3 часа 50 мин.
3 часа 50 мин.
Слышим оба маяка хорошо. Однако к Рудольфу прямо по маяку итти нельзя. Высокая облачность к востоку от 50 меридиана. Идем к Земле Александры. Все в порядке. Самочувствие хорошее. Левченко, Галковский.
4 часа 28 мин.
4 часа 28 мин.
Широта 76'52, долгота 44'50. Все в порядке.
Связь с самолетом оборвалась внезапно - на 52-ой минуте после прохождения ими Северного Полюса.
На тот момент уже было известно, что у машины отказал четвертый мотор, что экипаж не имел ориентировки и планировал посадку. Радиограмма с этими данными стала последней. Хотя какое-то время спустя то тут, то там стали появляться заявления от радиолюбителей о том, что они продолжали некоторое время ловить неразборчивые радиограммы. Однако установить источник сообщений не предоставлялось возможным.
Мне было 7 лет, я — дочка одного из погибших. Я очень хорошо помню, мы все были около радиоприемников. Мой отец передавал. Я помню, это было так, дословно помню: перелетаем Северный Полюс, один мотор вышел из строя, потом там долгота-широта, четыре шестьсот — я не помню... А дальше — гудки, и все...
Галина Галковская, дочь радиста экипажа Н-209 Николая Галковского
Найдены свидетели!
Поисковые экспедиции официально приостановились в августе 1938 года с подписанием Постановления Советского Правительства о прекращении поисков, выплате пенсий семьям погибшего экипажа и установке памятника в честь участников полета.
Однако, тайна исчезновения Н-209 не оставляла в покое ни серьезных исследователей, ни авантюристов. В том же 38-ом году доктор Хомер Флинт Келлемс - священнослужитель из Калифорнии - отправился к побережью Аляски в поисках свидетельств исчезновения самолета.

Исследовав побережье, он встретился с группой коренных жителей, которые рассказали, что видели самолет в бинокль. Келлемс опросил белых охотников и владельцев малого бизнеса, живущих вдоль побережья; устроил очную ставку двум свидетелям и потом решился исследовать территорию на лодке.
«Вырезки из статьи журнала The Alaska Sportsman, которая в 1940г. опубликовала записки Келлемса: «Как результат наших неофициальных и самостоятельных поисков, МЫ УВЕРЕНЫ ЧТО ЗНАЕМ, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С СОВЕТСКИМИ ЛЕТЧИКАМИ!» (текст на английском: «As a result of our part of that hunt, which was unofficial and on our own responsibility, WE BELIEVE WE KNOW WHAT HAPPENED TO THE SOVIET AVIATORS!»)
Свои записки доктор Келлемс отправил в Советское посольство в Штатах.
Потом началась война, и к поискам самолета уже не возвращались.

О записке Келлемса стало известно только в 80-х годах прошлого столетия, когда журналист Юрий Сальников, разбирая документы в архивах МИДа, случайно наткнулся на записку. Неплохо понимая английский язык, он попытался перевести о чем писал священник. Новая подсказка и уверенность самого путешественника вдохновили Сальникова на возобновление поисков.
Ю. Сальникова (слева), 1986 год.
Поиски ведутся до сих, обрастая все новыми свидетельствами в пользу находок доктора Келлемса. К группе российских и американских энтузиастов присоединился канадский исследователь Бил Тума, который нашел 13 исторических самолетов, достав их из-подо льдов и со дна океана. Поиски поддерживает Общество по изучению культуры США Факультета журналистики МГУ и несколько независимых российских специалистов Как и тогда, самолет Н-209 ищут три страны: Америка, Россия и Канада.
В середине августа участники проекта "Найти экипаж Леваневского" готовятся провести в Парке Горького вечернее мероприятие "Ночь полярной авиации", посвященное истории первых трансполярных перелетов. Все подробности - на нашей странице в ФБ
Авторы статьи: Анастасия Бурцева, Дарья Сметанникова, Таисия Королёва, Ирина Седунова, Лариса Михайлова.
Подпишитесь на нас: ВКонтакте, Фейсбук, Инстаграм.
Смотрите также:
Made on
Tilda